Проектирование яхт для любительской постройки
|
Страница 7 из 74 Для компромиссов возможно увеличение мощности до 8—10 л. с/т, а для легких швертботов, способных плавать на переходном к глиссированию режиме, до 15 л. с/т. Тому же, кто хочет ходить под мотором со скоростью выше 15 км/час и при случае иметь возможность поднять паруса, стоит подумать о постройке специального типа катера со вспомогательными парусами — туристского моторно-па-русного судна. Ниже рассматриваются основные вопросы проектирования малых крейсерских яхт со вспомогательным двигателем, т. е. парусно-моторных судов. Выбор архитектурного типа яхты. Архитектуру яхты определяют форма корпуса и надстроек, а также тип парусного вооружения. Хорошо спроектированная и построенная, удачно оформленная внешне яхта вызывает у настоящего яхтсмена чувство восхищения, будь то стройное судно минимального водоизмещения или тяжелая яхта шарпи с короткими свесами. Любители строят яхты самых разнообразных архитектурных типов, в той или иной степени удовлетворяющих их вкусу, требованиям и опыту. По нашему мнению, оптимальными будут легкие яхты, имеющие минимальные водоизмещение, смоченную поверхность и умеренную парусность. Пример такой яхты показан на рис. 21—26. Яхта «Лоцман» — это мореходное, весьма удобное крейсерское судно с приятной стройностью линий. Ее килевая линия образуется изгибом доски, гнущейся на пласть; узкий плавниковый киль очень эффективен при лавировке, а плавник перед рулем придает дополнительную устойчивость на курсе. Высокий надводный борт увеличивает объем каюты и хорошо гармонирует с профилем рубки. Здесь нет излишнего материала, набираемого в дейдвудах киля, и, следовательно, нет лишнего водоизмещения и смоченной поверхности; отсутствие дейдвудов улучшает также поворотливость яхты. Понижение линии палубы в корме позволяет снизить центр тяжести команды, сидящей в кокпите; яхта лучше всходит на волну. Укороченные носовой и кормовой свесы удешевляют постройку и, в то же время, достаточны для обеспечения хорошего развала бортов.
|
|
|
|